Физическое воспитание детей грудного возраста


Физическое воспитание детей грудного возраста

 

Это период наиболее интенсивного физического развития ребенка: масса тела в течение первого года жизни возрастает в 3 раза, а рост увеличивается на 25 см; совершенствуется центральная нервная система (ЦНС), появляются двигатель­ные навыки и зачатки речи. Для защиты от инфекций следует проводить не только профилактические прививки, но и зака­ливающие процедуры, гигиенические ванны с первых месяцев жизни, с постепенно понижающейся температурой воды, начи­ная с 36—36,5 °С, сохраняя ее в первом полугодии, а после 6 меся­цев и до годика постепенно снижая до 32—33 °С, но не ниже 30 °С. Продолжительность процедур — 5—7 мин. Далее, под­няв ребенка из ванночки и держа лицом вниз, обливают водой

на 1—2 °С холоднее, чем в ванне. Воздушные ванны рекоменду­ется проводить во время занятий с ребенком массажем и гим­настикой. При этом вначале его выкладывают обнаженным на живот на 1 мин, затем на 2, 3 и так далее. Влажные обтирания следует выполнять с 3—4-го месяца жизни. Они тренируют со­суды, помогают переносить охлаждения при сбрасывании одея­ла, рефлекторном мочеиспускании и других действиях. На пер­вом году жизни активно развивается психика ребенка, выраба­тывается координация движений. Поскольку дети в этом воз­расте учатся сидеть, ползать, ходить, родителям следует уже с 1,5—2-месячного возраста обучать своих малышей специаль­ным комплексам упражнений, способствующих развитию этих поз и движений. В целях развития и ускорения формирования речевых центров используется не только массаж, но и физи­ческие упражнения для кистей рук, особенно пальцев, двига­тельные центры которых в головном мозге располагаются ря­дом с речевыми центрами. Ежедневное выполнение таких уп­ражнений и 2—3-минутные занятия по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3—4 недели.

Начинать физическую тренировку можно с 2-недельного возра­ста («грудничковое плавание») или с 1,5—2-месячного возраста: массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. К 7—8-месячному возрасту, программа занятия фи­зическими упражнениями значительно расширяется за счет вклю­чения в нее активных упражнений с использованием вновь освоен­ных движений — ползание на четвереньках, переворачивание на спину, наклоны, перекладывание игрушек и т.п. Такие упражне­ния нужно выполнять короткими сериями по 5—7 мин несколько раз в день в форме игры с ребенком. В 9—10-месячном возрасте целесообразно увеличить объем нагрузки в 1,5—2 раза за счет увеличения продолжительности занятий и включения новых • упражнений, подготавливающих опорно-двигательный аппарат ре­бенка к освоению ходьбы (различные виды ходьбы с поддержкой, вставание с помощью взрослого и пр.). К 11—12-месячному воз­расту, когда дети уже долго могут стоять без опоры и самостоя­тельно ходить, содержание физической тренировки малыша ус­ложняется, главным образом, за счет включения в нее различ­ных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной

ходьбы со страховкой, приседаний, полуприседаний (приплясы­вание) и т. д. Продолжительность занятия может быть увеличена до 14-15 мин

Таким образом, основные формы занятий с малышами до года — массаж и гимнастика.

Еще статьи в этом разделе

Строевые упражнения

Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества

Физическое воспитание в преддошкольном периоде

Физическая культура детей младшего школьного возраста

Физическая культура детей старшего школьного возраста

Физическая культура в зрелом возрасте

Физическая активность человека в пенсионном возрасте

Методические рекомендации по организации учебного процесса при трехразовых занятиях физической культурой в начальной школе.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Методика психорегулирующей (аутогенной) тренировки

Физические качеста

Гибкость как физическое качество и методика её развития

Обучение двигательным действиям

Формирование знаний, двигательных умений

Взаимодействие навыков

История физической культуры