Физическая культура детей старшего школьного возраста


Физическая культура детей старшего школьного возраста

Этот возраст принято подразделять на средний школьный воз раст (от 12 до 14 лет) и старший школьный возраст — от 15 Д( 17 лет.

Средний школьный возраст. Анатомо-физиологические осо бенности характеризуются завершением созревания организма продолжающимся нарастанием массы тела, оформлением мотор ной индивидуальности. Для этого возраста примечательно ухуд шение двигательной координации при интенсивном развитии ско ростных и скоростно-силовых качеств. Продолжается процесс окостенения скелета, причем происходит оно неравномерно в раз личных частях. Сила мышц увеличивается в меньшей степени чем масса тела, что при неблагоприятных условиях может при вести к нарушению осанки или деформации позвоночника. В т< же время чрезмерные мышечные нагрузки способны ускорит! процесс окостенения и замедлить рост трубчатых костей в длину При действии сверхсильных или монотонных раздражителей •$ подростков развивается запредельное торможение, что обязывав 1 : разнообразить физические нагрузки в процессе занятий. Полово» созревание находит свое отражение и в состоянии вегетативны? функций — изменение ритма сердечной деятельности и дыхания уровня АД и пр.

( Л

Уровень физической подготовленности учащихся 7—10 лет

Таблица 9

 

 

 

Физиче

Контроль-

 

Уровень

ские

ные уп-

Воз -

 

мальчики

 

 

девочки

 

способ-

ражнения

раст ,

ПРТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ности

( тест )

 

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Скоро-

Бег 30 м

7

7,5 и выше

7,3-6,2

5,6 и ниже

7,6 и выше

7,5-6,4

5,8 и ниже

стные

 

8

7,1

7,0-6,0

5,4

7,3

7,2-6,2

5,6

 

 

9

6,8

6,7-5,7

5,1

7,0

6,9-6,0

5,3

 

 

10

6,6

6,5-5,6

5,1

6,6

6,5-5,6

5,2

Коорди-

Челночный

7

11,2 и выше

10,8-10,3

9,9 и ниже

11,7 и выше

11,3-11,6

10,2 и ниже

национ-

бег 3x10 м ,

8

10,4

10,0-9,5

9,1

11,2

10,7-10,1

9,7

ные

сек

9

10,2

9,9-9,3

8,8

10,8

10,3-9,7

9,3

 

 

10

9,9

9,5-9,0

8,6

10,4

10,0-9,5

9,1

Скоро -

Прыжки

7

100 и ниже

115-135

155 и выше

85 и ниже 90

110-130

150 и ниже

стно -

в длину

8

110

125-145

165

110

125-140

155

силовые

с места ,

9

120

130-150

175

120

135-150

160

 

см

10

130

140-160

185

 

140-150

170

Вынос-

6- минутный

7

700 и ниже

750-900

1100 и выше

500 и ниже

600-800

900 и выше

ливость

бег , м

8

750

800-950

1150 и выше

550 и ниже

650-850

950 и выше

 

 

9

800

850-1000

1200 и выше

600 и ниже

700-900

1000 и выше

 

 

10

850

900-1050

1250 и выше

650 и ниже

750-950

1050 и выше

 

Средства и методы физического воспитания. Основной зада­чей физического воспитания является формирование интереса к систематической спортивной и оздоровительной тренировке. При этом главное внимание следует уделять развитию скоростных ка­честв (в начале и середине подросткового периода) и скоростно-силовых качеств — в конце этого периода, формированию спортив­ного, бойцовского характера подростка.

При нормальном физическом развитии подростков, с одной стороны, увеличиваются функциональные резервы кислородтран-спортной системы (ударный объем сердца и минутный объем кро­ви, кислородная емкость крови, минутный объем дыхания, абсо­лютные показатели МПК и пр.), с другой — возрастает экономи-зация функций в покое (урежение ЧСС и дыхательных движений и т. п.). Все больше разница в функциональных и физических возможностях мальчиков и девочек. Для тех, кто не охвачен организованными формами массовой физической культуры, обя­зательны ежедневная физзарядка и еженедельные двух-трехразо-вые самостоятельные тренировки. Продолжительность одного за­нятия 70—90 мин.

Вместе с тем основным элементом физической подготовки под­ростков являются соревновательные нагрузки, участие в различ­ных состязаниях. Следует использовать любую возможность и потребность детей среднего возраста в состязаниях, создавать ус­ловия помериться силами со своими сверстниками. Соревнования должны быть разнообразными с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.

Контрольные показатели физической подготовленности уча­щихся 5—9-х классов, оканчивающих основную школу, приведе­ны в таблице 10.

Физкультурные знания. Учащиеся должны достичь следующих знаний: основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха; влияние занятий физическими упражнениями (спортив­ными играми, гимнастикой, легкой атлетикой, зимними видами спорта и плаванием) на системы дыхания, кровообращения, ЦНС и др.; основные компоненты физической культуры личности; раз­витие волевых и нравственных качеств; основные приемы само­контроля; здоровый образ жизни — одна из основных ценност­ных ориентации; врачебный контроль во время занятий; прави-

л а самостоятельной тренировки двигательных способностей; днев­ник самоконтроля; правила и назначение спортивных соревнова­ний.

Старший школьный возраст. Анатомо-физиологические осо­бенности. Этот возраст характеризуется достижением самых вы­соких темпов развития физического потенциала в целом, это пе­риод полового созревания. Растет мышечная сила, развивается

качество выносливости, развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. При правильной осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты, выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника; надплечья умеренно развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60—70 %. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психиче­ской сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобре­тают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируют­ся, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Характерен интенсивный рост силовых показа­телей, выносливости и совершенствование координационных спо­собностей. Процесс взросления и возмужания сопровождается из­менением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов фи­зического совершенствования.

Средства и методы физического воспитания. Физкультурное воспитание в этом возрасте должно быть направлено на закреп­ление мотиваций к повседневному и систематическому физиче­скому совершенствованию, на формирование гражданской зрело­сти по отношению к собственному здоровью и физической подго­товленности, освоение навыков здорового образа жизни. Основ­ные направления развития физического потенциала человека в этот период — повышение уровня выносливости и силы и дости­жение высокого уровня координации движений в физических уп­ражнениях, в том числе и спортивных, а для юношей — ив военно-прикладных.

Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 2—3 раза в неделю по 1,5—2 часа.

Обязательной является ежедневная зарядка.

Важное место в физкультурном воспитании должно занять формирование знания о физической культуре и спорте — того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности. Знание основ теории физической трениров­ки, законов биомеханики движений, способов развития и совер­шенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания, а также других сведений, необ­ходимых для сознательного и предметного управления своей фи­зической активностью.

Контрольные показатели физической подготовленности уча­щихся 10—11-х классов (табл. 11).

Физкультурные знания. Физическая культура и спорт — одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудо­вой и общественной деятельности. Физическая культура — важ­нейшая составляющая образа жизни, физическая культура в се­мье. Закономерности двигательной активности, спортивной тре-

нировки. Способы психологической регуляции и саморегуляции. Кроме этих знаний В.К. Бальсевич считает необходимыми зна­ния школьниками не менее 300 физических упражнений обще-развивающего характера, не менее 200 упражнений, направлен­ных на развитие силовых качеств, не менее 200 — направленных на развитие гибкости и профилактики нарушений осанки и забо­леваний позвоночного столба, не менее 50 средств тренировки выносливости, владение технико-техническими приемами не ме­нее чем в пяти видах спортивных игр и 10 других видах спорта (включая виды легкой атлетики); умение пользоваться тренаже­рами и самостоятельно организовать с их помощью физическую тренировку.

Еще статьи в этом разделе

Строевые упражнения

Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества

Физическое воспитание детей грудного возраста

Физическое воспитание в преддошкольном периоде

Физическая культура детей младшего школьного возраста

Физическая культура в зрелом возрасте

Физическая активность человека в пенсионном возрасте

Методические рекомендации по организации учебного процесса при трехразовых занятиях физической культурой в начальной школе.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Методика психорегулирующей (аутогенной) тренировки

Физические качеста

Гибкость как физическое качество и методика её развития

Обучение двигательным действиям

Формирование знаний, двигательных умений

Взаимодействие навыков

История физической культуры